ВЗМАХ ВОЛШЕБНОЙ КИСТИ
Интервью Г. Розова журналу "Фото и Видео"
Взмах волшебной кисти
Невольно ловишь себя на том, что хочется съесть все, что
видишь на снимке: будь то красная смородина и сочные персики
или проще - горка крупной соли, луковица с капельками воды,
свежесваренная картошка в мундире, петрушка и разрезанный
вдоль огурец. Что же должно вызвать такую реакцию? Потрясающая
реальность изображения. Именно этого можно добиться с помощью
световолоконной кисти.
- Как все началось?
- История такая. Световолоконная кисть попала мне в руки
два года назад. Ее привезла из Америки одна моя знакомая и
дала мне на неделю попробовать в работе. Так появились два
натюрморта: ложки и цветы. Я считаю их ученическими работами,
так как снимал с кистью первый раз и для себя. Но тогда я
решил, что надо попробовать снимать только с одним этим источником
света.
- Почему?
- Студия для серьезной съемки натюрморта нужна огромная и
со сложной техникой. Это хлопотно. А если говорить только
о вспышках, то это еще и очень дорого. Помимо этого, снимать
с рассеянным светом (натюрморт этого часто требует) мне было
не интересно.
- Что сложного в работе со световой кистью?
- Специфика точечного света. Оказалось, что повторить дважды
одно и то же освещение просто невозможно. Может показаться,
что это неудобно, но зато появляется возможность моделировать
свет на каждом предмете композиции, управлять им и соответственно
цветом. При этом я отошел от канонов натюрморта, в соответствии
с которыми должен быть основной рисующий свет, идущий от одного
источника: окна, солнца и т.д. Я решил, что основного рисующего
не будет - пусть у каждого предмета будет свой отдельный.
- А если будет двадцать предметов?
- Будет двадцать рисующих светов. Посмотри на стакан. Он
освещался с трех точек: сверху, чтобы выявить ободок и капельки,
сзади на газету - просветить фактуру стекла. Непосредственно
освещалось узким пучком дно, чтобы оно не проваливалось на
снимке. Селедка тоже подсвечивалась с разных сторон: хвост,
голова, плавники. Отдельно высвечивался рот. Плюс к этому
- делалось общее освещение. Такой же принцип и с луком. При
этом у каждой луковицы свой контровой свет. Поэтому так хорошо
читаются капельки воды - они объемные. Ради чего все это?
Чтобы выявить объем, фактуру, чтобы предмет был вкусным и
его хотелось потрогать.
- Как это делается?
- Техника проста: заранее выставляешь композицию; наводишь
резкость; выключаешь свет в студии; открываешь затвор аппарата;
включаешь фонарик и начинаешь освещать нужные тебе точки.
Но основная и самая сложная работа выполняется до самой съемки.
Нужно выявить, сколько света отражает предмет, красиво ли
передана его фактура, продумать соотношение яркостей: что
освещать больше, а что меньше. Тот же огурец можно снять так,
чтобы он четко читался в кадре, а можно, наоборот - оставить
его в тени, сделать потемнее.
- Итак, что нужно продумать заранее?
- Соотношение яркостей, направление освещения, сколько будет
точек приложения света. Важно все записывать. Нашел интересную
точку - записываешь. Огурец. Верхний свет. По норме нужно
пять секунд, но я хочу темнее - записываю три секунды. Фронтальный
свет. По норме, чтобы фактура совсем не провалилась, достаточно
секунды. Так и записываю. Потом фон за огурцом и так далее:
все пятьдесят точек освещения. Записал, начинаешь высвечивать
и обязательно ставить галочки - это сделал, это сделал. Немного
рутинно. Причем неудобно то, что результат съемки станет полностью
ясен только после проявки. Ведь увидеть такую картинку в жизни
нельзя. Не было случая, чтобы я получил то, что хотел на все
сто процентов.
- Почему?
- Потому что рука не в состоянии повторить движение кистью.
- Что делать?
- Можно двигать кистью над объектом. Предположим, надо осветить
луковицу. Это десять сантиметров. На каждую точку мне нужно
пять секунд. Следовательно - экспозиция будет пятьдесят секунд.
Начинаешь водить кистью над луковицей. Процесс долгий. В этом
есть свои плюсы и минусы: порой что-нибудь забываешь осветить
вообще, порой видишь, что можешь осветить лучше, чем записано,
и начинаешь менять.
- Есть ли у предметов свои особенности?
- Некоторые предметы сильно поглощают свет. В натюрморте
с букетом верхние цветы "проваливались" полностью.
Замеришь падающий свет по серому; сделаешь экспозицию; а на
слайде цветов нет вообще - они даже не проявляются. Оказывается,
светопоглощение у сухой красной розы велико настолько, что
съедает девяносто процентов света. При этом светлые розы рядом
как замерил, так и светятся. Таким образом, только попробовав
и сделав поправки, можно добиться задуманного.
--------------------------------------------------------------------------------
Георгий Розов при съемке применяет цветные фильтры: желтый,
красный и синий и очень часто - теплые желтые и оранжевые.
Они использовались при подсветке огурцов и картофеля. Камера
Sinar: объектив Rodenstok 150 мм. На один снимок может уйти
от 20 минут до 3 часов. Что касается самой световой кисти,
то Георгий Розов, как-то появившись у своего друга Владимира
Смышляева, конструктора из фирмы "Марко", с американской
моделью, заинтересовал его настолько, что тот через полгода
сделал отечественный вариант - более удобный и надежный. Наша
кисть работает полтора-два часа без остановок, тогда как зарубежная
через каждые полторы минуты выключается на тридцать секунд.
Фотограф снимает кистью уже два года. Технология постепенно
меняется. Съемка заказной рекламы требует повторяемости результатов,
и теперь Розов использует вместе с кистью несколько слабых
стационарных галогенных светильников для видеосъемки.
Забавно, что увлечение натюрмортом началось в бане. В Троицын
день, перед отъездом во Вьетнам, пошел Георгий в лес наломать
веников. Залез на березу, а сук под ним и сломался. Упал он
- да так, что ребрами на пень. Конечно, о Вьетнаме пришлось
забыть. После выписки из больницы ни сидеть, ни лежать он
не мог - только стоять. Так стоя и сделал всю съемку в бане
на полке.
|