ЛОПУШОК
(вспышка на аппарате – заклятый друг)
Я уже не раз в этой книге писал о том, что плоский свет
плодит «блины». Это особенно заметно на черно-белых фотографиях.
Но и цветным картинкам свет от камеры «художественности» не
прибавляет. И все же всем приходится пользоваться вспышкой:
есть очень много ситуаций, когда без этого компактного и мощного
источника света никак не обойтись. Как, скажем, снимать репортаж,
если действие происходит в театре, при освещении, которое
меняется по несколько раз в минуту, от бокового к контровому,
от полной тьмы до солнечной яркости, от теплых красок галогеновых
прожекторов, к синим краскам сумерек. Без вспышки в таких
условиях снимать можно только в расчете на удачу.
Вспышка помогает справиться с сумасшедшим контрастом освещения
в жаркий летний полдень, когда передний план поглощен глубокой
тенью, а в глубине кадра все залито солнцем. Ни одна пленка
не способна переварить такое. Вспышкой можно подсветить тени
и получить технически грамотный кадр.
Современные системные вспышки тонкий и очень удобный инструмент.
Нужно обязательно освоить их возможности.
У современных вспышек очень жесткий, точечный свет. Он образует
на границах света и тени, грубую черную полоску. Особенно
она заметна, когда аппарат поворачивают на бок, для съемки
вертикального кадра. Возникает эта тень оттого, что свет попадает
на объект только с одной стороны от объектива, а вторая сторона
объекта, которую «видит» объектив, остается совершенно не
освещенной. Если присмотреться, то такая же черная тень есть
и на горизонтальных снимках, но там она меньше бросается в
глаза, потому что находится на привычном для глаз месте, снизу
от подбородка, например. Следовательно, чтобы избавиться от
боковой тени на вертикальных кадрах, нужно сделать так, чтобы
свет вспышки освещал объект с двух сторон от объектива. Источник
света для этого должен быть больше, чем объектив. Сделать
это довольно просто.
Для начала соорудите «лопушок» - самодельный бумажный отражатель
света, по форме похожий на букву Т. Сделать его очень просто:
возьмите лист бумаги для ксерокса формата А-4. Сложите его
пополам по длинной стороне, и ножницами вырежьте, два сектора
справа и слева от «ножки» буквы Т. Края лопушка отделайте
для прочности скотчем. Такой отражатель служит мне верой и
правдой несколько месяцев, до тех пор, пока не запачкается.
Тогда я просто делаю новый.
Лопушок крепится на поворотной головке вспышки с помощью
аптечной резинки, что позволяет быстро трансформировать его
форму или приспособить к вертикальному положению камеры. На
первый взгляд такая конструкция выглядит несколько странно.
Дело в том, что в фотомагазинах полно фирменных отражателей.
Они выглядят весьма основательно и даже по-своему красиво,
но в работе неудобны и куда менее полезны, чем самодельный
«лопушок».
Поворотная головка поднимается вверх на шестьдесят-семьдесят
градусов, бумажка-отражатель лопушка пригибается вперед градусов
на сорок пять. Теперь поток света частично уйдет в потолок,
если он есть, отразится от него и подсветит помещение рассеянным
верхним светом. Другая часть светового потока, отразится от
лопушка, причем не только от центральной части, но и от крыльев
буквы Т, и этим рассеянным светом будет высвечен передний
план, причем свет попадет на объект и справа, и слева от объектива
камеры. Если вспышка работает в режиме TTL, то она выдаст
ровно столько света, сколько необходимо для освещения сюжета.
Результат использования «лопушка» очень заметен. Свет вспышки
становится «интелигентным», не таким жестким, как от встроеных
вспышек. Но если возникает необходимость сделать вертикальный
кадр, то «лопушок» снова оказывается сбоку от объектива. Гадкая
боковая тень снова требует поместить вспышку над объективом.
В Америке фирма Stroboframe выпускает специальные рамки для
разных фотоаппаратов. Эти рамки позволяют в считанные секунды
менять положение вспышки, так чтобы она всегда оставалась
над объективом. У нас в магазинах продаются подобные рамки
отечественных производителей. Не знаю насколько они удобны
в работе, потому что уже лет десять использую Stroboframe
и очень доволен.
Рамки этого типа позволяют справиться еще с одним большим
недостатком вспышек – «красным глазом». Возникает «красный
глаз» оттого, что прямой свет вспышки попадает на глазное
дно и отражается от него, как от красного зеркальца. Прямо
в зрачке возникает большой красный блик, как у вампира или
карася. Чем ближе вспышка к оси объектива, тем легче ее лучам
добраться до глазного дна, смотрящего в камеру человека. Выхода
два: или попросить портретируемого посмотреть в сторону от
вспышки, или приподнять вспышку повыше над объективом, так
чтобы свет, не мог добраться до глазного дна. Любая рамка
решает эту задачу при съемке с маленьких расстояний, стоит
только отойти от человека на пару метров и это преимущество
будет утеряно. И с этим уже ничего не поделать. Я использую
лопушок на расстоянии не больше двух метров, а если надо снимать
что-то с больших расстояний, то я ставлю поворотную головку
в стандартное положение, а «лопушок» одним движение загибаю
назад, чтобы не мешался. Рамка же продолжает работать и в
этом случае.
Очень естественные по свету фотографии получаются с помощью
«лопушка» и режима вспышки back, при котором вспышка поджигается
перед закрытием задней шторки аппарата, а не сразу после открытия
первой. В этом режиме автоматика камеры не ограничивает длины
выдержки одной шестидесятой долей секунды. Выдержка может
быть любой. Камера сначала откроет шторку, отработает то,
что ей запрограмировала автоматика, и только потом сработает
вспышка. След от движения человека, останется у него за спиной,
что гораздо приятней, чем когда он бежит впереди «лошади».
Если же в помещении или на улице достаточно светло, чтобы
не бояться смазок, можно на вспышке установить экспокоррекцию
минус 0,7 деления диафрагмы. Это позволит использовать естественный
свет в качестве рисующего, а свет вспышки станет заполняющим.
При наличии бумажки-рассеивателя он практически не будет заметен,
но зато избавит кадр от провалов в тенях и нормализует световую
температуру. Это особенно важно, когда тени освещаются зеленым
светом люминесцентных ламп, а рисующий свет из окна имеет
нормальную цветовую температуру.
Здесь нужен рисунок «лопушка» или фотография вспышки с ним.
|