БЫТОВКА
БЫТОВКА. От школьника до члена политбюры…
На первый взгляд самая простая фотографическая работа. Но
это только на первый взгляд. Мне довелось несколько лет снимать
в школах и детских садах. Зная бытовку изнутри, могу утверждать,
что это очень специфичное и сложное дело. Новичку с хорошей
теоретической подготовкой и практикой, скажем, репортажной
съемки, может потребоваться несколько месяцев, чтобы наладить
более или менее правильный технологический цикл. Только после
этого «возврат», то есть процент фотографий, не выкупленных
родителями детишек, установится на уровне примерно шесть процентов.
Года два уйдет на то чтобы отвоевать свой собственный кусочек
пространства в мирочке детских заведений, на котором можно
устойчиво добывать «хлеб насущный» и при этом иметь право
надеяться, что директор «вашей школы» не отдастся другому,
более удачливому, более мастеровитому, или более щедрому фотографу.
Работа начинается не со съемки, а с поиска работы. Фотограф
ходит из школы в школу, из садика в садик до тех пор, пока
не уговорит какого-то директора детского заведения допустить
его до «кормушки». Приходится по несколько дней впустую прочесывать
жилые районы, получать отказ за отказом, вести разговоры о
бедности детских учреждений, о необходимости помочь школе
купить занавесочки в учительскую. Показывать образчики своей
работы и выслушивать в ответ, что образчики-то у всех хорошие,
а вот портреты…
Вот почему, когда, наконец, дело дойдет до съемки — надо
быть в полной боевой готовности.
Производственный процесс требует тщательной организации.
Дело в том, что на съемку одного класса можно потратить только
один урок. И не каждый учитель согласится, чтобы сорвали именно
его урок. График съемок составляется не один день, и если
по ходу работы вдруг что-то в механизме сломается, вернуть
процесс в налаженное русло будет совсем не просто. Вот почему
соблюдение ритма – одна из самых важных составляющих технологии
работы в школе.
В классе от двадцати пяти до сорока пяти учеников. В уроке
– сорок пять минут. Следовательно, на каждый портрет у фотографа
есть всего одна минута. Иногда за день приходится снимать
больше четырехсот человек.
Студия обычно ставится прямо в школьном коридоре. На стене
крепится матерчатый фон. Стул, с низкой спинкой, крепится
к полу, любым доступным для вас способом. Если этого не сделать,
то ровно половина времени, отпущенного для съемки класса,
уйдет на бессмысленную борьбу с желанием каждого нового дитяти,
подыскать для стула новое, более подходящее место. А допускать
этого ни в коем случае нельзя: при этом изменится расстояние
от стула до фона и от источника рисующего света до лица школьника.
Сама переносная студия в миниатюрном, варианте должна состоять
из двух студийных вспышек с ведущими галогенками, зонтика,
экрана-отражателя и трех опорных стоек.
Минимальная мощность вспышек – 300 джоулей. Хорошо если имеется
возможность деления мощности пополам. Старые советские вспышки
для этой работы не годятся – они не стабильны, ненадежны и
очень долго заряжаются. Вспышка должна быть готова к работе
практически сразу после срабатывания. Десять секунд, за которые
обещают зарядиться наши старые ФИЛы, слишком долгий срок.
Бытовка не терпит таких пауз. Очень надежные вспышки, специально
разработанные для съемки в школах, выпускает фирма «Марко».
Стойка со вспышкой и зонтиком, которые должны обеспечивать
рисующий свет нужно устанавливать на раз и навсегда определенном
расстоянии от головы портретируемого. Для этого можно завести
мерную веревочку, а на полу мелом рисовать сектор окружности.
Вдоль этой линии, при необходимости, можно будет перемещать
во время работы стойку вспышки, не затрачивая драгоценные
секунды на повторные замеры экспозиции. Я ставил рисующий
свет слева от себя.
Контровик тоже необходимо держать на строго определенном
месте. В этой схеме он не только подсвечивает волосы и плечи,
но заодно и фон. Вот почему для него имеет смысл приспособить
небольшой зонтик.
Сохранять неизменность единожды рассчитанных положений вспышек,
стула и фона – очень важно. Известно, что освещенность предмета
падает обратно пропорционально квадрату расстояния до источника
света. Достаточно сантиметров на тридцать отодвинуть вспышку
от лица ребенка или самому ребенку наклониться вперед — и
расстояние до него изменится на тридцать процентов На пленке
это приведет к весьма ощутимой разнице в плотностях соседних
негативов. Ни один печатник не станет возиться с каждым кадром
отдельно. У хорошего фотографа все негативы одинаковы по плотности,
контрасности, все пленки куплены в одном магазине, сразу и,
стало быть, с одним номером эмульсии. Проявлены в идеально
стандартном режиме.
У плохого - на одной пленке могут быть как недодержанные,
так и передержанные негативы. Печатники вынуждены возиться
с коррекцией нестандартных негативов, терять на этом время.
Хорошие печатники с плохими фотографами не работают. За право
работать с ними, фотографу еще надо побороться, поконкурировать.
Сейчас, многие бытовые фотографы перешли на оцифровку негативов
или на съемку цифровыми камерами, но это не отменяет необходимости
добиваться стандартности качества каждого изображения.
Свет.
Белый матерчатый зонтик я не использовал. Его свет мне казался
слишком рассеянным. К тому же он пожирает слишком много энергии.
Диафрагма падает до 5,6. Методом «дикой кошки» я пришел к
убеждению, что лучше всего в школе использовать самодельный
зонтик из алюминированной пленки, сильно предварительно измятой.
Света он отражает много и дает отчетливый светотеневой рисунок,
с мягкими переходами от света к тени. Вспышка, включенная
на мощность 150 дж, при расстоянии от зонта до глаз ребенка
130 см., дает диафрагму 8. (Чувствительность пленки 100 АСА).
Диаметр зонта – 100 см.
Отодвигать такой зонтик больше чем на метр тридцать от глаз
— плохо. Он при этом перестает давать мягкий светотеневой
рисунок, а использовать зонты большого диаметра — нельзя:
они занимают слишком много места, перегораживают половину
рекреационного коридора. Дети на переменке, срываются с цепи,
носятся мимо студии, как метеоры, то и дело сбивая даже забор
из стульев, который иногда удается соорудить вокруг студии.
Им ничего не стоит завалить любую из вспышек на пол. Поэтому
на переменках съемка прекращается, фотограф переквалифицируется
в «секьюрити».
Рисующий свет в идеале должен стоять так, чтобы в процессе
съемки не надо было его слишком часто перемещать. По опыту:
высота середины зонтика примерно на 20 см. выше головы клиента.
Угол — 45 градусов к оси объектива. Естественно, что высота
головки вспышки будет сильно отличаться, когда фотографируются
первоклашки и выпускники.
Отражатель должен стоять справа от фотографа, в двадцати
см. от плеча дитяти. Дальше отодвигать не стоит — будут провалы
в тенях. Отражатель у меня был также самодельный, из той же
мятой алюминированной пленки, закрепленной на шелковую ткань,
чтобы труднее было его порвать. Детям очень нравится все блестящее,
они как сороки должны непременно потрогать все предметы в
студии. Этого не избежать. Лучше предусмотреть это в конструкции
всего оборудования. Разница экспозиции в светах и тенях на
лице – в идеале 0,7 деления диафрагмы.
Свет надо поставить так, чтобы диафрагма была зажата до 8.
При этом глубина резкости портретного объектива становится
оптимальной: глаза резкие, а уши плывут. Открывать дырку еще
больше плохо, потому что становится трудно наводить резкость,
нет запаса глубины резкости и в случае малейшей ошибки, можно
получить брак. Учитывая темп съемки , отсутствие времени на
тщательную перепроверку резкости, лучше не рисковать.
ОПТИКА.
Для портретиков надо использовать портретные объективы с фокусом
100 мм. Эти объективы позволяют снимать поясной портрет с
расстояния вытянутой руки. Это важно потому, что вам то и
дело придется поправлять детям воротнички рубашек, галстучки,
челки. Если снимать 135 мм, то придется каждый раз вставать
и терять темп съемки.
У портретников мягкий рисунок, маленькая глубина резкости,
обычно большая светосила. Последнее очень важно: если объектив
темный, слепой, ваших глаз надолго не хватит. Четыреста раз
за день навести резкость по глазам и так несколько дней подряд…
Мало не покажется. Поначалу я снимал нашим Калейнаром. Он
оказался вполне надежным в чисто механическом смысле и, когда
я прикупил к своему Никону родной портретник, то большой разницы
в моих портретиках не обнаружил. Наверное, эта разница проявляется
при работе с контровиками, а в школе такой ситуации надо избегать.
Если у вас объектив с автофокусом, то отключите его, постройте
кадр так чтобы голова занимала три четверти кадра, чтобы корпуса
не было слишком много, чтобы над головой оставалось небольшое
пространство размытого фона. Теперь наведите резкость на глаза
ребенка и заклейте кольцо наводки на резкость пластырем, скотчем
или чем-то еще. Главное чтобы в процессе работы не менялся
масштаб изображения головок. Когда они соберутся все вместе
на одной классной виньетке – разнокалиберные головы будут
смотреться не красиво. А наводить резкость придется путем
изменения положения собственной головы, то есть то приближаясь
к глазам клиента, то отдаляясь от них. Не очень удобно, зато
гарантирована стандартность продукта на выходе.
Еще одна важная мелочь. Люди, вот беда, моргают. Если вы
после проявки пленок обнаружите по два три «моргунчика» в
каждом классе, можете считать, что больше в этой школе-садике
вы снимать не будете никогда. На групповой виньетке «спящие»
люди смотрятся преотвратно.
В момент съемки зеркало камеры поднимается и вы на коротенькое
мгновение теряете человека из виду. А он именно в этот момент
норовит моргнуть. Есть только один способ это заметить уже
в процессе съемки: нужно смотреть одним глазом в объектив,
а другим прямо на ребенка. Теперь вы можете снять дубль, исправить
беду сразу же. Вам не придется ехать в школу и снимать «моргунчиков»
повторно.
Это тяжкое испытание для глаз, они должны фокусироваться
автономно один от другого. Поначалу у меня даже голова болела
от напряжения, потом привык, но года через четыре – стали
появляться признаки косоглазия.
Такова эта простая работа…
СЪЕМКА
Малышей я снимал сидя на стуле. Это экономило силы, высота
объектива при съемке оказывалась оптимальной: чуть выше уровня
глаз ребенка. Стул был повернут в сторону рисующего света,
так чтобы ребенок садясь направлял коленки прямо на зонтик,
а голову поворачивал ко мне. Поза получалась чуток подинамичнее,
чем при съемке на паспорт.
Дома детки получают от мамы массу полезных советов, как нужно
себя вести на стульчике у фотографа, чтобы хорошо получиться.
Многие репетируют улыбки, позы. Изредка случалось, что домашние
заготовки были удачны. Обычно дитя либо надувается, как пузырь
и начинает поправлять прическу, воротник, жевать собственные
губы. А то выдаст такую кривую улыбку, что впору самому расхохотаться.
Очень многое здесь зависит от поведения фотографа.
Нельзя давать ребенку опомниться. Как только вы усадили его
на стульчик, поправили прическу и одежду, сразу же задайте
ему какой-нибудь «дурацкий» вопрос, не имеющий к съемке никакого
отношения, но требующий переключения внимания и потока мыслей
куда-нибудь подальше от места съемки. Ну, например: сколько
будет «кважды – ква?» Или: «как зовут твою кошку?» Или: «Поверни
нос чуть левее?»
Таких заготовок должно быть у вас в запасе достаточно много,
чтобы для каждого следующего ребенка вопрос был неожиданным.
Дети обычно стоят в очереди у вас за спиной. Для них все происходящее
это маленький спектакль, в котором фотограф и режиссер, и
актер одновременно. И оттого, интересен ли детям спектакль,
зависит их поведение на стульчике. В момент, когда ребенок
получает свой вопрос, он волей-неволей переключает внимание
с желания быть красивым, с управления мышцами лица, на обдумывание
вашего «глупого» вопроса. Лицо его на мгновение приобретает
естественное выражение. Вот это и есть обычно момент истины,
ловите его. Нажимайте на спуск. Спустя мгновение ребенок обдумает
вопрос, и отреагирует: начнет говорить, улыбнется или еще
что-то сделает, но он выйдет из самого нормального для себя
состояния. И снова станет играть «красавчика».
Если не удалось поймать «сей миг прекрасный», не беда – повторите
попытку. Однако, не стоит пытаться снимать говорящих детей,
выжимать из них улыбки, если они сами вам не улыбаются с полной
мерой доверия. Очень некрасивы неровные зубы или всякие железки
во рту у некоторых ребят. Таким вообще лучше рот не открывать.
Лучше всего раскупаются родителями снимки спокойных, умненьких
детишек. Всякие крайности в проявлении эмоций чреваты повышенным
процентом «возврата».
Не стоит позволять детишкам, стоять прямо за вашей спиной.
Они там корчат рожицы, показывают рожки, словом, развлекают
того, кто уже сидит на «электрическом стульчике». Это сбивает
ритм съемки, мешает созданию оптимального настроения всего
класса. Фотограф должен быть в этой ситуации, в какой-то степени
гипнотизером. Ваша уверенность, доброжелательность, спокойствие,
мягкая терпимость к детским шалостям и в тоже время твердость
в организационных требованиях к окружающим – совершенно необходимы.
Хорошо если удастся уговорить учительницу, обычно перволашки
приходят вместе с учителем, приводить в порядок своих сорванцов.
У них распатланы прически, воротники и галстуки – набекрень.
Если вы не будете тратить время на причесывание непокорных
хохолков, вам удастся снимать весь класс за сорок пять минут.
И при этом не плодить брака.
Старшие классы снимать много сложнее. Там ребятки уже вполне
знают, чего хотят. Девочки все сплошь фотомодели. Они садятся
на стульчик спиной к свету, потому что эта сторона их лица
– лучше. Снимать так вам никак нельзя, но иначе модель не
хочет. Необходимо подготовиться к перестановке света слева
направо. Заранее отметить несмываемым фломастером на полу
место установки стойки с зонтиком. Снимать крупных ребят придется
стоя. Разговоры с ними и отвлекающие маневры должны быть более
изощренными и с юмором. Команды приказным тоном – не проходят.
В обстановке конфронтации съемка идет плохо. У многих ребят
подростковые прыщики. Эти – потенциальные «возвратчики». Они
снимаются, но не выкупают свои портреты. Поэтому запаситесь
хорошей кроющей пудрой, маскирующими карандашами. Под дружный
смех ребят придется в быстром темпе, не слушая возражений,
красить щеки и лбы. В итоге вы получите вполне приличные портреты
без прыщиков и веснушек.
Особое дело съемка учителей. Они ведь не молоды подчас, но
и они хотят выглядеть на все сто. Приготовьте софт фильтр,
или черный чулок. Не снимайте учительские лица крупно. Масштаб
их головок лучше уменьшить в сравнении с ребячьими. Зонтик
сдвиньте чуть ближе к аппарату. Свет станет более плоским,
но зато и теней на лице немолодых учительниц тоже станет меньше.
Меньше будут видны морщинки и прочие дефекты кожи. От того
насколько учителю нравится его собственный портрет, зависит
как будут собраны деньги с ребят.
Организация сбора денег.
Не стоит самому ходить по классам и собирать деньги за фотографии.
Лучше договориться с завучем или каким-то конкретно человеком
в школе и сдать ему всю съемку сразу. Отдайте ему 10 процентов
от сбора. Еще некая доля уйдет на оплату согласия директора
работать именно с вами. Как договоритесь, но, мне помнится,
это стоило от 13 до 20 процентов. Еще одна статья расходов
бесплатные фотографии для учителей и их родственников. Иногда
дети учатся в этой же школе. Иногда пожилые учителя приводят
в школу на съемку ясельных детишек. Это беда: ломает ритм
съемки. Лучше договориться о съемке таких «клиентов» после
уроков или в паузе между первой и второй сменами. Но брать
деньги с учителей – не стоит. Они этого не простят и не станут
собирать деньги с остальных детей.
Процесс сбора длится иногда довольно долго – от двух недель
до месяца. Бывает, что ваш сборщик тратит деньги на свои нужды,
а потом тянет время. Но это несчастный случай. Обычно в школах
работают очень милые, честные люди.
Дорожите клиентами. Старайтесь идти им навстречу, и тогда
они не часто будут изменять вам с другими фотографами.
Самое удивительное, что опыт работы в школе плавно, без особых
усилий, был приспособлен к съемке «кабинетных» портретов руководителей
разного ранга. Оказалось, что в техническом смысле, это совершенно
одинаковая работа.
Георгий Розов
|